Погода

Случайное фото

Image_241.jpg

Статьи

Грибы Алтая

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

Автор: Татьяна Злобина "Целительные силы Алтая" 15.01.2010 13:34

Белый гриб–Bolete edulis

Белый грибБелый гриб растет на почве в хвойных и лиственных лесах, в основном под сосной, дубом, елью, буком, березой с середины июля до ноября.

Белый гриб – отличный съедобный гриб, относится к первой категории, пригоден для всех видов кулинарной обработки.

Белый гриб используют как лекарственное средство при туберкулезе, упадке сил, для улучшения обмена веществ.

В белых грибах содержится алкалоид герценин, который применяют при лечении стенокардии. Также в народной медицине бытует мнение, что систематическое употребление в пищу белых грибов является профилактическим средством против рака.

Березовый гриб – чага, или черный гриб–Inonotus obliquus (Pers.)

Семейство трутовиковых – Hymenochaetaceae

Березовый гриб – чагаГриб поражает живые и мертвые стволы лиственных деревьев, таких как вяз, ясень, клен, рябина, но охотнее всего расселяется на березе и ольхе. Распространен повсеместно.

Водный настой и полугустой экстракт (бефунгин) плодового тела применяют:

  • в качестве симптоматического средства при различных злокачественных новообразованиях в тех случаях, когда исключены хирургическое вмешательство и лучевая терапия,
  • при хронических гастритах с пониженной секрецией желудочного сока,
  • язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • полипозе желудка и кишечника.

Установлено, что в начальных стадиях развития рака препараты чаги могут задержать рост опухоли, уменьшают боли, улучшают общее самочувствие больных.

Нельзя совмещать лечение препаратами чаги и применение пенициллина, внутривенное введение глюкозы.

Помните: чага – сильное средство, поэтому проконсультируйтесь с лечащим врачом или фитотерапевтом.

Лисичка обыкновенная–Cantharellus cibarius

Семейство лисичковых

ЛисичкаНа основе действующих веществ лисички выпускают биологически активные добавки, применяемые для лечения гельминтозов и очищения печени.

А также считается, что употребление этого гриба:

  • способствует улучшению зрения,
  • предотвращает воспаления глаз,
  • уменьшает сухость слизистых оболочек и кожи,
  • повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям.

 

 

Мухомор красный–Amanita muscaria

Семейство агарковых – Agaricales

Мухомор в официальной медицине не применяется.

В народной медицине применяется настойка для наружного лечения ревматических болей, радикулита, подагры.

Внутрь мухомор применяется как

  • снотворное,
  • отхаркивающее средство при кашле и воспалении легких,
  • как средство лечения при онкологии,
  • для лечения кожного туберкулеза.

Мухомор красныйМухомор применяют при:

  • тиках,
  • дерматоневрозах,
  • полиартрите,
  • ревматизме,
  • спазмах сосудов,
  • эпилепсии,
  • множественном склерозе,
  • ангине,
  • функциональных нарушениях деятельности спинного мозга,
  • а также во время тяжело протекающего климактерического периода.

Сморчок конический–Morchella conica

Семейство моршелловых, сморчковых – Morchellaceae

Сморчок коническийПроизрастает в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Растет часто на местах лесных пожаров, гарях, кострищах; появляется ранней весной.

Выпускают биологически активную добавку, применяемую при заболеваниях органов зрения (катаракта, глаукома и др.)

Внимание! Строчки и сморчки (пик отравления этими грибами приходится на раннюю весну), содержащие гельвеловую кислоту, без предварительной термической обработки вызывают распад эритроцитов (острый гемолиз). В строчках также содержится гидрометрин – токсическое вещество, по действию напоминающее яд бледной поганки. Гидрометрин – водорастворимый яд. При отваривании грибов через 10–15 минут яд переходит в бульон. Инкубационный период – более 3–6 часов.

Трутовик лиственничный–Fomitopsis officinalis

Семейство трутовиковых – Polyporaceae. Базидиомицеты – Basidiomycetes

Трутовик лиственничныйРастет на стволах лиственницы и сибирского кедра, реже – пихты.

Применение в медицинской практике:

  • противоопухолевое средство,
  • лечение гепатитов В и С,
  • жировых дистрофий печени,
  • оказывает слабительное
  • кровоостанавливающее действие.

Также применяется в комплексной терапии легочных заболеваний, включая астму и туберкулез.

   

Горно–Алтайский ботанический сад

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

Статьи - Статьи об Алтае

Автор: Татьяна Злобина "Целительные силы Алтая" 15.01.2010 13:34

Огромной работой по изучению, сохранению растительности Алтая, научными исследованиями занимается Горно–Алтайский ботанический сад. Это настоящий райский уголок, который при посещении Алтая мы рекомендуем обязательно посетить.

Алтайский филиал Центрального Сибирского ботанического сада Сибирского отделения Российской академии наук «Горно–Алтайский ботанический сад» (Ботанический сад) расположен в с. Камлак Шебалинского района Республики Алтай (5 км от с. Усть–Сема в южном направлении по Чуйскому тракту, в 77 км от г. Горно–Алтайска).

Ботанический сад является государственным учреждением. Основные задачи Ботанического сада: изучение и сохранение генетического многообразия горных экосистем, внедрение в производство новых представителей генофонда; развитие фундаментальных и прикладных ботанических исследований в регионе; научно–организационная работа по обустройству памятника природы «Шишкулар – Катаил – Чистый Луг». Памятник природы «Шишкулар – Катаил – Чистый Луг», на территории которого находится Ботанический сад, расположен в долине р. Семы. Общая площадь 11 га.

Это участок живописной местности, где произрастают реликтовые и исчезающие виды растений, где стыкуются природно–климатические зоны. Леса, находящиеся на этой территории, занесены в Зеленую книгу Западной Сибири как сообщества, представляющие эталон коренной лесной растительности Алтае–Саянской горной области. В связи с этим данному участку придан статус республиканского значения.

Горно–Алтайский ботанический сад

Горно–Алтайский ботанический сад ведет обширную научную деятельность. Создана методика экономической оценки редких и особо ценных видов и растительных сообществ. Ведутся работы по инвентаризации флористических ресурсов. Создаются питомники и коллекции экономически важных видов (пищевых, кормовых, лекарственных, декоративных и др.). Особое внимание уделяется представителям местной флоры, малоизученным и наиболее значимым при восстановлении исчезающих растительных сообществ.

Коллекции Ботанического сада насчитывают 1535 видов, форм, сортов из разных регионов, в том числе генетический материал экотипов местной флоры – 686. Ведется работа по закладке тематических экспозиций, кроме того, осуществляются долговременные программы научных исследований.

За последние годы Ботаническим садом издано более десяти работ научно–популярного, учебно–методического характера, материалы и труды конференций, две монографии.

Это Красная книга Республики Алтай (растения) и «Алтайско–русский словарь животного и растительного мира Горного Алтая. Часть I. Растения», «Пособие по выращиванию и неистощительному сбору в природе лекарственно–технических растений на территории Республики Алтай».

Совместно со специалистами Новосибирска, Горно–Алатайска, Томска, Барнаула готовится к изданию первый «Определитель растений Республики Алтай». Сотрудники Ботанического сада участвуют в различных научных конференциях. Каждый год организовываются экспедиции по разным районам Республики Алтай, семинары, конференции.

Сотрудниками Ботанического сада поддерживаются связи с Центральным Сибирским ботаническим садом (г. Новосибирск), Сибирским ботаническим садом ТГУ (г. Томск), с Ховдосским филиалом НИИ сельского хозяйства Монголии, вузами Сибири (ГАГУ, АГМУ и др.).

Ежегодно Ботанический сад посещает более двух тысяч туристов из разных регионов России, дальнего зарубежья. По экспозициям Ботанического сада проводятся научно–познавательные экскурсии, реализуется посадочный материал и сухие лекарственные травы. Функционируют тематические экспозиции: «Пряно–ароматический огородик», «Альпинарий» и др. Просветительная функция Горно–Алтайского ботанического сада дает возможность привлечь желающих совместить отдых с процессом познания природы.

Горно–Алтайский ботанический сад:

649218, Республика Алтай, Шебалинский район, с. Камлак,

тел.: 8–960–967–7071,

8–923–661–4153,

8–903–956–0591,

8–962–790–4575,

е–mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

   

История развития пчеловодства в Сибири и на Алтае

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

Автор: Татьяна Злобина "Целительные силы Алтая" 15.01.2010 13:34

Алтайский край и Республика Алтай – одни из наиболее развитых пчеловодческих районов нашей страны. По числу пчелиных семей Алтай устойчиво занимает ведущее место в России, имея в наличии во всех категориях хозяйств свыше 400 тыс. пчелиных семей. Ежегодно в крае получают 4 000–5000 т товарного меда.

Имеющиеся многочисленные данные говорят о том, что дикая медоносная пчела была знакома аборигенам Сибири и Алтая еще в доисторические времена.

С. А. Розов, обобщая материалы по истории отечественного пчеловодства, сообщает: «В то же время с большой достоверностью можно предполагать, что дикие сибирские пчелы обитали исключительно в глухих дебрях Алтайских гор, где они были известны местным жителям».

Народная мудрость: «Четыре действия рождают чудо: смотри на бегущую волну, на зеленый цвет, любуйся красивым лицом, пей мед».

Существует предположение В.В. Ворожбитова, что пчелы попали в Сибирь в далеком прошлом, примерно 4 тыс. лет назад. Археологи полагают, что культура афанасьевских племен – наиболее ранней сибирской цивилизации – не связана с культурой восточных народностей и несет черты культуры европейских племен.

Древние памятники дают основание считать, что между племенами Сибири, Алтая и обитателями Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Приднепровья, Балкан и Дуная существовали какие–то отношения. Поэтому вполне возможно появление пчел в Сибири в тот период.

В защиту существования местных сибирских (горных, алтайских) пчел с доисторических времен говорит тот факт, что на всей территории края распространены в большом количестве ближайшие родственники пчел: шмели, осы, одиночные пчелы, которые существуют на земле многие миллионы лет и на территорию Сибири и Алтая их никто не ввозил.

Многие исследователи категорически отрицают возможность существования медоносных пчел в Сибири и на Алтае до XVIII в. По единодушному мнению большинства авторов, пчелы в Алтайский край завезены человеком. И случилось это в период перехода содержания пчел от бортей к колодам, при появлении возможности их транспортировки.

Имеются сообщения о том, что пчел завозили из Башкирии, Оренбурга, Украины. Первая попытка развести пчел в Сибири была в 1776–1777 гг., когда начальник пограничных войск Сибири генерал–майор Скалон по предложению главного врача пограничных войск Р. Беренса распорядился завезти из Башкирии в Усть–Каменогорскую крепость 30 ульев пчел. Однако из–за отсутствия навыка работы с пчелами и небрежного ухода все семьи пчел погибли.

Новая попытка разведения пчел в Южном Алтае была предпринята в 1786 г. генерал–майором Н.Ф. Аршеневским. Из Башкирии по его приказу были привезены семь ульев с пчелами, а с ними прибыл человек, знающий пчеловодство. Этот исторический факт, по мнению многих исследователей, послужил датой зарождения пчеловодства на Алтае.

Не все первые попытки развести пчел на Алтае были удачными, но благоприятные природные условия, пышная медоносная растительность Алтая способствовали быстрому росту пчелиных семей, их размножению и распространению.

Доктор Мейр, путешествующий по Алтаю в середине 20–х годов XIX столетия, сообщает, что пчеловодство в то время уже всюду было очень распространено.

Однако в 80–90–х гг. число пчелиных семей стало сокращаться из–за бурной распашки земель и вырубки лесов для обеспечения топливом металлургических заводов. Но в отдельных округах и волостях (особенно восточных) пчеловодство продолжало активно развиваться. Мед и воск в большом количестве продавали на ярмарках. Скупщики пчеловодческую продукцию отправляли в Томск, Иркутск. Алтайский мед вывозили на Ирбитскую ярмарку, где он получил высокую оценку покупателей.

Широкое развитие пчеловодства способствовало зарождению воскобойной и свечно–восковой промышленности, которая в 80–90–е гг. превратилась в довольно крупную отрасль в Бийске, Змеиногорске, Барнауле.

Последняя четверть XIX и начало XX вв. для алтайского пчеловодства характерны относительной стабильностью численности пчелиных семей – 200 тыс. При этом наблюдалось заметное уменьшение сбора товарного меда и числа сел, занимающихся только пчелами.

Современное состояние пчеловодства на Алтае

В последние годы пчеловодство Алтая продолжает развиваться по двум направлениям: медово–товарное и медово–опылительное. Дополнительно можно выделить опылительное (в парниково–тепличных хозяйствах).

Медово–товарное направление распространено в горных, горно–таежных и таежных районах Алтайского края и Республики Алтай. Пчеловодство базируется здесь исключительно на естественных горно–таежных и таежных медоносных растениях. Пасеки, как правило, стационарные. Летопись некоторых из них показывает, что отдельные пасеки находятся на одном месте более ста лет. Мед, получаемый на таких пасеках, является гордостью Алтая и по праву считается одним из лучших в мире.

Медово–опылительное направление характерно для лесостепных и степных районов края. В этих районах многие пчеловоды наряду с использованием естественных медоносов используют и сеяные медоносные сельскохозяйственные культуры, вывозя пчел на кочевку для опыления этих культур и сбора меда. Мед с этих пасек так–же обладает высокими вкусовыми качествами и имеет огромный покупательский спрос у населения.

В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка приводит следующие поговорки: «С медом и долото проглотишь», «Мужик с медом и лапоть съел».

Основное число пчелиных семей (около 80 %) сконцентрировано в горно–таежной и лесостепной зонах Алтайского края. Это Змеиногорский, Чарышский, Солонешенский, Красногорский, Алтайский, Смоленский, Солтонский, Ельцовский, Залесовский, Троицкий, Бийский и др. районы.

Невелика насыщенность пчелами огромных традиционно пчеловодческих территорий горной зоны (около 8 %). Эти территории имеют огромный потенциал в плане пчеловодства – Турочакский, Усть–Коксинский, Усть–Канский, Чойский, Шебалинский районы.

Продукты пчеловодства: здоровье, красота, долголетие, пища

Природа подарила людям неоценимое богатство – продукты пчеловодства.

Полезные свойства их известны с древних времен. Особой популярностью в народе пользуются:

  • пчелиный мед,
  • воск,
  • цветочная пыльца,
  • перга,
  • прополис,
  • пчелиное маточное молочко,
  • пчелиный яд.

Эти продукты принимают участие в обменных процессах, обеспечивают живой организм энергией, повышают иммунологические процессы, оказывают положительное влияние на профилактику и лечение многих заболеваний, значительно улучшают обмен веществ у детей и стариков, восстанавливают трофику тканей.

Древние памятники свидетельствуют о том, что продукты пчеловодства применялись с лечебной целью почти всеми народами земного шара.

Химическим чудодейством признают технологи тот факт, что производимый пчелами восьмидесятипроцентный раствор сахара может сохраняться годами, не кристаллизуясь.

В египетских папирусах, древних китайских и индийских книгах, трудах Аристотеля, Гиппократа, Абу–Али ибн Сины (Авиценны) огромное внимание уделено лечению продуктами пчеловодства. В профилактические и лечебные составы включали не только мед, но и воск, пергу, прополис. При многих недугах с успехом использовали пчелиный яд.

В древнерусских рукописных лечебниках много прекрасных строк посвящено высоким лечебным свойствам меда, воска, прополиса.

На протяжении многих столетий люди наблюдали за действием многочисленных лекарственных свойств продуктов пчеловодства, передавая народные медицинские воззрения из поколения в поколение.

Огромной популярностью пользуются продукты пчеловодства и в наши дни. С каждым годом выявляются новые свойства пчелопродукции, расширяются пути ее использования не только в народной, но и в научной медицине.

Главное достоинство продуктов пчеловодства заключается в том, что при их использовании в качестве лечебного препарата они в большинстве своем не оказывают побочных воздействий на организм человека, подобно другим фармацевтическим продуктам.

   

Лесные ягоды

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

Автор: Татьяна Злобина "Целительные силы Алтая" 15.01.2010 13:34

Брусника обыкновенная–Vaccinium vitis–idaea L.

Семейство брусничных – Vacciniaceae

Брусника обыкновенная – вечнозеленый кустарничек семейства вересковых. Распространена повсеместно. Растет в диком виде во влажных лесах.

Ягоды брусники с лекарственными целями чаще применяют в народной медицине. Лечат ими:

  • туберкулез легких,
  • гастриты с пониженной кислотностью,
  • ревматизм.

БрусникаШироко известны плоды как противоцинготное средство.

Отвар ягод (морс) хорошо помогает при лихорадящих состояниях.

Сок полезен при пониженном артериальном давлении, а свежие ягоды облегчают состояние больных при климактерических неврозах.

Наружно ягодный сок используют для примочек (лишаи, экземы и другие кожные заболевания).

Листья брусники применяют при заболеваниях мочеполовой системы как мочегонное, дезинфицирующее и регулирующее азотистый обмен средство.

Настой и отвар листьев полезны при:

  • печеночных недомоганиях,
  • цистите,
  • почечнокаменной болезни,
  • хронических воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей,
  • ночном недержании мочи,
  • гастроэнтеритах,
  • метеоризме,
  • запорах,
  • подагре,
  • ревматизме,
  • остеохондрозе и артритах различного происхождения.

Противопоказания: тяжелые почечные патологии, беременность, с осторожностью употреблять людям с повышенной кислотностью желудка.

Ежевика сизая–Rubus caesius L.

Семейство розоцветных – Rosaceae

Ежевика – кустарник. Распространена повсеместно. Растет в диком виде по берегам рек, влажным лесам.

Применяются листья ежевики в виде отвара при

  • диарее,
  • гастритах,
  • желудочных кровотечениях.

В народной медицине плоды ежевики применяют при

  • болях в суставах,
  • воспалении почек и мочевого пузыря,
  • при кашле.

Ежевика сизаяНаружно как хорошее ранозаживляющее средство.

Почки, листья и нежные стебли ежевики рекомендуются с добавлением меда как вяжущее, тонизирующее средство при заболеваниях горла в виде полосканий.

Свежие ягоды употребляют в пищу. Они, подобно малине, обладают утоляющим жажду свойством, легко переносятся не только здоровыми людьми, но и больными, с хроническими поносами. В сыром и сушеном виде ягоды ежевики используются для варки варенья, начинки для пирогов, сиропов, приготовления настоек, прохладительных напитков, желе, пастилы и компотов.

Облиственные верхушки ежевики, собранные в начальный период цветения, используют как вяжущее средство при

  • пищевых токсикоинфекциях,
  • дизентерии
  • и иногда, по показаниям, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Жимолость алтайская–Lonicera altaica L.

Семейство жимолостных – Caprifoliaceae

Жимолость алтайскаяЯгодный медоносный полукустарник с ползучими колючими побегами. Растет в подлеске разреженных смешанных и хвойных лесов, образует заросли по берегам рек и оврагов.

Применение: используется способность плодов увеличивать секрецию желудочного сока.

В народной медицине свежие плоды рекомендуют при

  • гипертонии,
  • расстройстве желудочно–кишечного тракта,
  • малярии,
  • малокровии.

Земляника лесная–Fragaria vesca L.

Семейство розоцветных – Rosaceae

Земляника лесная – многолетнее травянистое растение с ползучими побегами. Земляника лесная распространена в лесной и лесостепной зоне Алтая.

Применение земляники эффективно при:

  • атеросклерозе,
  • колите,
  • заболеваниях печени и почек (в частности, при наличии камней в мочевом и желчном пузыре),
  • язве желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • диабете,
  • гастрите,
  • авитаминозе,
  • лишае,
  • экземе,
  • простуде с кашлем и т. д.

Земляника леснаяСвежие ягоды земляники хорошо утоляют жажду, возбуждают аппетит и улучшают пищеварение.

Листья и ягоды земляники в свежем и сушеном виде применяют в качестве мочегонного средства, способствующего выведению из организма солей при заболеваниях суставов, при желчнокаменной и мочекаменной болезни.

Их также используют при анемиях различного происхождения.

Настои из листьев земляники – эффективное противоцинготное средство, так как содержит большое количество аскорбиновой кислоты.

Костяника каменистая–Rubus saxatilis L.

Семейство розоцветных – Rosaceae

Многолетнее травянистое растение. Встречается в хвойных и смешанных лесах, на лесных опушках, полянах, степных лугах, среди кустарников в лесной и лесостепной зонах.

В народной медицине водный настой и отвар травы костяники применяют при:

  • заболеваниях желудочно–кишечного тракта,
  • геморрое,
  • грыже,
  • удушье,
  • болях в области сердца,
  • задержке менструаций,
  • белях,
  • нарушениях обмена веществ,
  • простуде,
  • циститах.

Костяника каменистаяПлоды используют как противоцинготное и жаропонижающее средство.

Отваром травы моют голову при себорее, а припарки из нее используют при подагре и ревматизме.

Свежие листья прикладывают к глазам при воспалении.

Плоды, стебли и листья растения применяют и в тибетской медицине.

Плоды костяники съедобны, из них варят компоты, кисели, варенье, джем.

Малина обыкновенная–Rubus idaeus L.

Семейство розоцветных – Rosaceae

Полукустарник. Произрастает по всей территории Алтая на вырубках, в подлеске осветленных лесов, на опушках, полянах, по берегам ручьев и речек, в оврагах; в горах поднимается до субальпийского пояса. Часто образует заросли на большой площади.

МалинаПлоды малины применяют при простудных заболеваниях, так как малина является потогонным, жаропонижающим, витаминизированным, противорвотным и обезболивающим средством.

Можно заваривать сушеные плоды малины либо пить чаи с малиновым вареньем.

ри расстройствах нервной системы также применяются плоды малины, они оказывают успокаивающее действие, улучшают аппетит, восстанавливают силы, напитки из малины хорошо утоляют жажду.

Малина является противосклеротическим средством. Листья малины способны останавливать кровотечение и оказывают противовоспалительное действие при сильных и болезненных менструациях, желудочных кровотечениях, поносах.

Для полосканий полости рта при воспалительных процессах применяют отвар либо настой вовнутрь.

Отвары цветков малины используют при лечении кожных заболеваний.

Малина относится к тем лекарственным растениям, которые можно применять без рецепта.

Смородина черная–Ribus mgrum L.

Семейство камнеломковых – Saxifragaceae Juss

Смородина чернаяНевысокий кустарник. Распространена в лесной и лесостепной зонах; в горах встречается до южной части альпийского пояса. Растет по берегам рек, на заливных лугах, около болот, по влажным лесам и их опушкам.

Препараты из сухих или свежих ягод употребляют как противопростудное и противоцинготное средства.

Сухие листья и ягоды входят в состав витаминных сборов вместе с плодами шиповника либо с листьями малины и брусники.

Плоды смородины используются в диетическом питании больных при обострении желудочно–кишечных заболеваний в виде киселей, отваров и сока.

Свежий сок назначают при язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Эффективны настои свежих листьев и жидкий экстракт растения. Ягодный сок с медом иногда рекомендуют при хрипоте.

Ягоды считаются лечебным и профилактическим средством при гипертонии и атеросклерозе.

Черника обыкновенная–Vaccinium myrtillus L.

Семейство вересковых – Ericaceae

Черника обыкновенная – кустарничек. Согласно одной из легенд, в давние времена жители дремучих лесов – гномы – лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, наконец, сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету.

Черника обыкновенная встречается почти по всей лесной зоне и в лесотундре.

Ягоды черники употребляют свежими, сушеными и в виде настоев.

Ягоды черники в виде отвара, киселя применяют как вяжущее средство при расстройствах желудочно–кишечного тракта.

Отвары черники используют местно в стоматологической практике в качестве вяжущего и антисептического средства.

Ягоды черники находят применение как диетическое и лечебное средство при:

  • циститах,
  • легких формах сахарного диабета,
  • при цинге,
  • гиповитаминозах.

Отмечено положительное влияние ягод черники (свежих, сушеных, в виде отвара, настоя, морса и так далее) на остроту зрения.

Наружно свежие отвары черники применяют при лечении язв и ожогов.

Листья и побеги употребляют при диабете.

Черника

 

   

Лекарственные деревья

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

Статьи - Статьи об Алтае

Автор: Татьяна Злобина "Целительные силы Алтая" 15.01.2010 13:34

Береза бородавчатая–Betula pendula Roth.

Семейство березовых – Betulaceae

Дерево высотой 10–20 м с белой корой. Распространена повсеместно.

Настои и отвары почек березы применяют как мочегонное, желчегонное, антисептическое средство.

Эффективны при отеках сердечного происхождения.

Препараты почек и листьев березы назначают при:

  • хронических заболеваниях почек,
  • циститах,
  • мочекаменной болезни.

БерезаЛистья березы входят в состав пасты для внутреннего применения – фитолизин, который применяют при камнях в почках и мочевом пузыре, как мочегонное, противовоспалительное и спазмолитическое средство.

Желчегонные, противовоспалительные и противомикробные свойства препаратов березы используют в комплексном лечении заболеваний печени.

Настой листьев употребляют при желтухе, легких формах холецистита.

У пациентов уменьшаются или исчезают боли, тошнота, рвота, улучшается общее состояние, уменьшаются размеры печени, усиливается выделение мочи и желчи.

При лямблиозе рекомендуют водный настой листьев березы.

Наружно препараты березы широко используют в дерматологии и косметике как средства, проявляющие дерматоническое действие.

Настой почек и листьев березы назначают при:

  • угрях,
  • инфицированных грибковых трещинах уголков рта,
  • мокнущей экземе,
  • нейродермите.

Мытье головы отваром листьев рекомендуют для укрепления и улучшения роста волос.

Для лечения острых и хронических экзем, дерматитов с явлениями раздражения и зуда применяют горячие ванны из отвара почек березы.

Из коры березы путем сухой перегонки получают березовый деготь, который обладает выраженными обеззараживающими свойствами благодаря наличию в нем крезола и других производных фенолов и применяется в составе мазей для лечения заболеваний кожи, например экземы, чесотки, лишаев, гнойных ран, язв и ожогов.

Из березовой древесины получают активированный уголь – карболен, который широко применяется в медицинской практике как адсорбирующее средство при отравлении ядами, пищевых отравлениях.

Ценят березу и за ее чудодейственную пыльцу. Пыльца является естественным концентратом различных витаминов, микроэлементов, фитонцидов, обладает общеукрепляющими, целебными свойствами, используется как профилактическое и лечебное средство.

Березовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, немало витаминов, микроэлементов и других полезных веществ, недостаток которых особенно ощутим ранней весной. Систематический прием весной березового сока действует общеукрепляюще, тонизирует.

Береза оздоравливает и в бане. С незапамятных времен люди парились березовыми вениками. Листья березы обладают способностью за 2–3 часа убивать болезнетворные микробы.

Подстегивания и растирания березовым веником прекрасно помогают при мышечных и суставных болях, а ароматные фитонцидные испарения, испускаемые распаренными веточками и листьями, действуют общеукрепляюще и успокаивающе, благотворно влияют на органы дыхания.

Противопоказания. При применении лекарственных средств из березы следует быть крайне осторожным, так как смолистые вещества, входящие в состав дерева, раздражают почечную паренхиму.

Боярышник кроваво–красный – Crataegus saraguinea Pill

Боярышник колючий – Grataegus oxyacantha L.

БоярышникСемейство розоцветных – Rosaceae.

Кустарники среднего размера или небольшие деревца. Растет в светлых кустарниковых зарослях, в живых изгородях и вдоль заборов, по солнечным склонам и в лиственных и сосновых лесах.

В медицине препараты боярышника применяют при:

  • неврозах сердца,
  • нарушении ритма сердечной деятельности (тахикардии),
  • бессоннице у сердечных больных,
  • одышке
  • начальных формах гипертонии.

Настойка цветков боярышника может употребляться и как профилактическое средство для укрепления мышцы сердца.

 

 

Калина обыкновенная – Viburnum opulus L.

Семейство жимолостных – Caprifoliaceae

Ветвистый кустарник из семейства жимолостных, высотой до 2–3 м, с бурой или красно–бурой корой.
Отвар коры калины используют как успокаивающее средство при
бессоннице,
истерии,
неврозах,
судорогах,
головных болях,
приступах удушья,
при простуде,
различных кровотечениях,
золотухе,
женских болезнях.
В отваре коры, разбавленном водой, купают золотушных детей.
Отвар плодов калины показан при:
сердечной недостаточности,
сердцебиении,
повышенном кровяном давлении,
головной боли,
водный настой свежих ягод –
при гастритах,
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,
а сок калины –
при бронхиальной астме
гипертонии.
Отвар ягод с медом применяют при
простудных заболеваниях верхних дыхательных путей,
бронхитах,
заболеваниях печени и желчного пузыря,
поносах,
геморрое.
Калина обыкновеннаяВетвистый кустарник из семейства жимолостных, высотой до 2–3 м, с бурой или красно–бурой корой.
Отвар коры калины используют как успокаивающее средство при
  • бессоннице,
  • истерии,
  • неврозах,
  • судорогах,
  • головных болях,
  • приступах удушья,
  • при простуде,
  • различных кровотечениях,
  • золотухе,
  • женских болезнях.
В отваре коры, разбавленном водой, купают золотушных детей.
Отвар плодов калины показан при:
  • сердечной недостаточности,
  • сердцебиении,
  • повышенном кровяном давлении,
  • головной боли,
водный настой свежих ягод
  • при гастритах,
  • язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,
а сок калины
  • при бронхиальной астме
  • гипертонии.
Отвар ягод с медом применяют при
  • простудных заболеваниях верхних дыхательных путей,
  • бронхитах,
  • заболеваниях печени и желчного пузыря,
  • поносах,
  • геморрое.
Сырые ягоды рекомендуют при головных болях и как слабительное средство.

Есть сведения о том, что отвар веток и плодов растения используют при раковых опухолях.

Калиновый сок считается хорошим наружным средством. Его применяют при прыщах, экземе, ранах, язвах, карбункулах, фурункулах. Водным настоем плодов обмывают гнойничковые поражения кожи.

Липа сердцевидная (липа мелколистная) – Tilia cordata Mill (Tilia parvifolia Ehrh.)

Семейство липовых – Tiliaceae
ЛипаЛипа сердцевидная – крупное долговечное дерево высотой до 30 м с раскидистой кроной. Липа сердцевидная – один из лесообразователей широколиственных и хвойно–широколиственных лесов.


Настои и отвары соцветий липы, известных под названием «липовый цвет», применяют в качестве:
  • жаропонижающего
  • противовоспалительного средства
  • при гриппе,
  • простудных,
  • респираторных,
  • инфекционных и прочих заболеваниях.

Липовый цвет используют в виде горячего настоя при

  • гипертонической болезни,
  • сосудистых кризах,
  • климактерических расстройствах.
Этот напиток способствует обильному потоотделению, выделению хлоридов, снижению артериального давления, действует успокаивающе.

Липовым настоем полощут ротовую полость при острых и хронических воспалительных процессах в ней.

В виде припарок, примочек настои липового цвета применяют при:

  • невритах,
  • невралгиях,
  • ожогах,
  • язвах,
  • заболеваниях суставов,
  • геморрое.

Облепиха крушиновидная – Hippophas rhamnoiles L.

Семейство лоховых – Elaeagnaceae

ОблепихаКолючий ветвистый кустарник до 5 м высотой. Повсеместно встречается на территории Алтайского края и Республики Алтай.

В конце лета на кустарнике появляются крупные ярко–оранжевые, желтовато–оранжевые плоды. Их настолько много, что создается впечатление, что все растение облеплено этими сочными нежными ягодами. Потому и получило она на редкость меткое название – облепиха.

Научное название этого кустарника происходит от двух слов: «гиппос» – лошадь и «феос» – блестящий. Происхождение названия, видимо, связано с тем, что в Греции облепихой лечили лошадей, после чего они быстро прибавляли в весе, а шерсть их становилась гладкой и приобретала красивый блеск.

Облепиха – ценное лекарственное растение. Химический состав облепихи своеобразен. Плоды облепихи являются ценным поливитаминным сырьем.

Масляный экстракт облепихи (облепиховое масло) в официальной медицине успешно используют:

  • в гинекологической практике,
  • для профилактики повреждений пищевода при лучевой терапии рака,
  • лучевых поражениях кожи и слизистых оболочек,
  • а также при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • как бактерицидное средство при всех инфекционных заболеваниях.

Наружно применяется для лечения:

  • трофических язв,
  • ожогов,
  • волчанки,
  • экземы.

Ягоды облепихи полезны при гипо–и авитаминозе А и при общем истощении. Хорошо помогает облепиховое масло в офтальмологии.

В древней народной медицине Греции, Рима, Китая, Тувы и Монголии плоды облепихи применялись для лечения легочных, печеночных, желудочно–кишечных и суставных заболеваний. Облепиха пользуется заслуженной славой в тибетской медицине. Тибетские ламы считают облепиху одним из самых уникальных лекарств. На Руси о масле облепихи и ценных его свойствах было известно давно.

В народной медицине плоды облепихи применяются как противоцинготное, болеутоляющее средство и при желудочно–кишечных заболеваниях; плоды, заваренные вместе с листьями, – при подагре и ревматизме, отвар плодов и веток против выпадения волос, отвар семян–как слабительное. Сок ягод рекомендуют как прекрасное косметическое средство.

Алтай славится выдающимися сортами облепихи, полученными в результате большой селекционной работы коллектива НИИ садоводства им. М.А. Лисавенко. Промышленная выработка облепихового масла впервые в мире осуществлена в Алтайском крае на Бийском витаминном заводе.

Рябина обыкновенная–Sorbus aucuparia

Семейство розоцветных – Rosaceae L.

РябинаРябина обыкновенная – общеизвестное дерево до 10 м высотой, реже кустарник. Растет по берегам рек, озер, на полях, вдоль дорог, в подлеске хвойных и смешанных лесов, по лесным опушкам, высаживают ее в скверах, парках, садах.

Плоды рябины применяются в медицине как поливитаминное средство, для профилактики и лечения авитаминоза.

Входят в состав витаминных сборов.

В народной медицине плоды рябины используются как

  • повышающее аппетит средство,
  • легкое слабительное,
  • диуретическое
  • регулирующее менструальный цикл средство.
  • В виде тинктуры – при геморрое.

Свежий сок и сухие плоды применяются при дизентерии и цинге.

Сосна сибирская (кедр сибирский) – Pinus sibirica Du Tour

Семейство сосновых – Pinaceae

КедрСосна сибирская – вечнозеленое хвойное дерево с густой кроной высотой до 30–40 м.

Сосна сибирская растет на Алтае по всей лесной полосе, до границы вечной мерзлоты.

Из хвои кедровой сосны получают эфирное масло, хлорофилл, витамины.

Эфирное масло из хвои кедровой сосны входит в состав препаратов, применяемых для лечения заболеваний почек и печени.

Хлорофиллокаротиновую пасту используют в хирургии, стоматологии, для лечения язвенной болезни, наружно – для лечения ожогов и кожных заболеваний.

В народной медицине хвою используют как

  • антисептическое,
  • мочегонное,
  • потогонное,
  • отхаркивающее,
  • противоцинготное средство.

Отвар хвои кедровой сосны пьют и используют в виде ингаляций при

  • заболеваниях органов дыхания,
  • при сердечно–сосудистых заболеваниях,
  • как витаминное и общеукрепляющее средство,
  • для восстановления сил после тяжелых болезней, травм и операций.

Полоскание рта отваром хвои укрепляет десны и зубы, а хвойные ванны и компрессы принимают при кожных болезнях, болях в суставах, головной боли.

Воздух в хвойном лесу практически стерилен. Он полезен больным туберкулезом и другими легочными заболеваниями. Фитонциды пихты, кедра сибирского и ели сибирской оказывают стимулирующее влияние на нервную, сердечно–сосудистую и другие системы организма, особенно во время физической нагрузки. Положительно воздействуют они и на кровообращение в мозгу, состояние печени, бактерицидную активность кожи и на иммунитет. Фитонциды пихты, кедра и ели оказывают также противовоспалительное и противоаллергическое действие, стимулируют обменные процессы.

Смола сибирского кедра получила в народе название «живица», и это, разумеется, не случайно. Живица кедра обладает невероятной способностью заживлять раны. Во время Великой Отечественной войны был получен терпентин – бальзам из кедровой живицы. Пропитанные им тампоны прикладывали к ранам, и он предохранял от заражения, активно содействовал регенерации клеток, стимулировал процессы образования новых тканей, ускорял выздоровление. Кедровый бальзам не только способствовал сокращению сроков лечения в госпиталях – многим раненым он сохранил жизнь. Хвоя кедра содержит большое количество биологически активных веществ, обладающих лечебным и стимулирующим действием. Она богата аскорбиновой кислотой и каротином, а поэтому является отличным противоцинготным средством.

Кедровые орехи

Среди даров кедрового леса настоящим сокровищем являются кедровые орешки. Их питательные свойства и вкусовые качества очень высоки, а продукты, получаемые из орешков, по калорийности, усвояемости превосходят аналоги животного происхождения. Употребление кедровых орешков повышает защитные силы организма, укрепляет иммунную систему. Молоко, приготовленное из ядер кедровых орехов, применяют при туберкулезе легких, при болезнях почек и мочевого пузыря.

Масло кедрового ореха – уникальный природный продукт, аналогов которому в природе не существует, его синтез невозможен. По калорийности масло кедрового ореха превосходит говяжьи и свиные жиры, а по усвояемости далеко превосходит куриное яйцо. Кедровое масло является концентратом витамина F – его в масле в три раза больше, чем в продающихся в аптеках препаратах на основе рыбьего жира. Масло, получаемое из ядер кедровых орехов, народная медицина всегда считала замечательным лечебным средством при туберкулезе, атеросклерозе, повышенном артериальном давлении, заболеваниях желудочно–кишечного тракта, заболеваниях крови, лимфы. Особенно ценила народная медицина кедровое масло в питании детей для более полноценного формирования растущего организма.

«В Божьей аптеке растут травы, лечащие любую болезнь» – существует такая пословица. И, пожалуй, кедр в Божьей аптеке–самый совершенный, могучий целитель, не имеющий себе равных.

Спиртовую настойку пыльцы кедровой сосны принимают при заболеваниях органов дыхания.

Черемуха обыкновенная–Padus avium Mill

Семейство розоцветных – Rosaceae

Народные названия : глотиха, засадиха, колоколуша, черемшина.

ЧеремухаЧеремуха обыкновенная – дерево до 17 м высотой или крупный кустарник. Растет на сырых, малозатененных местах, в приречных лесах, поймах рек, вдоль рек и ручьев, по оврагам, в зарослях кустарников.

Препараты плодов черемухи применяют в качестве вяжущего средства при расстройствах желудочно–кишечного тракта.

При приготовлении отвара косточки плодов должны оставаться целыми для предотвращения извлечения содержащегося в них ядовитого амигдалина.

Свежие плоды, цветки, листья, кора оказывают бактерицидное действие.

Водный настой или отвар плодов и коры молодых веток иногда рекомендуют как мочегонное и потогонное средство.

В народной медицине отвар плодов пьют при:

  • поносах,
  • гастритах,
  • колитах,
  • язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,

водный настой листьев при:

  • заболеванияхлегких,
  • бронхитах,
  • расстройствах желудочно–кишечного тракта

Устоем листьев полощут рот и горло при воспалениях.

Отвар коры рекомендуют при

  • перемежающейся лихорадке,
  • малярии,
  • ревматизме,
  • подагре,
  • спазмах желудка,
  • венерических заболеваниях,

а из водного настоя цветков делают примочки при воспалении глаз.

Шиповник иглистый – Rosa acicularis Lindl

Шиповник коричный – Rosa cinnamomea L.

Шиповник даурский – Rosa davurica Pall.

Шиповник морщинистый – Rosa rugosa Thunb

Семейство розоцветных – Rosaceae

Шиповник иглистый – кустарник с серовато–бурыми ветвями, покрытыми тонкими прямыми отклоненными щетинками.

ШиповникДревние римляне считали шиповник символом нравственности, греки разводили розовые сады вокруг храма Афродиты–богини любви и красоты, лепестками роз усыпали путь новобрачных.

Шиповник коричный – кустарник с красно–коричневыми блестящими ветвями, с загнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания черешка листьев.

Шиповник даурский – кустарник с черно–пурпуровыми ветвями, с изогнутыми оттопыренными шипами, сидящими по два у основания ветвей, а у молодых ветвей – у основания черешков листьев.

Шиповник морщинистый – кустарник с ветвями, покрытыми крепкими, цепкими серповидными шипами, сплюснутыми у расширенного основания.

Встречается на лесных опушках, полянах, среди кустарников, на склонах балок, в речных долинах, в лесной и лесостепной зонах. Довольно часто разводится в садах и парках.

Препараты плодов шиповника используют как

  • поливитаминное,
  • общеукрепляющее и повышающее сопротивляемость организма средство
  • при гипо–и авитаминозах,
  • атеросклерозе,
  • различных инфекционных заболеваниях,
  • ожогах,
  • обморожениях,
  • ранениях,
  • гемофилии,
  • кровотечениях.

Они обладают желчегонным действием и показаны при

  • холециститах,
  • холангитах,
  • гепатитах, особенно связанных с понижением желчеотделения.

Повышает кислотность и увеличивает переваривающую силу пепсина, поэтому препараты его рекомендуют при гастритах.

Плоды растения входят в состав поливитаминных сборов, противоастматической микстуры.

Масло из семян шиповника стимулирует регенерацию кожи и слизистых оболочек. Применяют его при

  • трещинах и ссадинах сосков у кормящих женщин,
  • дерматозах,
  • трофических язвах голени,
  • пролежнях,
  • неспецифическом язвенном колите.

В народной медицине настой плодов используют при

  • цинге,
  • малокровии,
  • общем упадке сил,
  • язвах желудочно–кишечного тракта,
  • болезнях печени,
  • желудка,
  • почек,
  • желчного и мочевого пузырей.

Кожуру плодов и семена рекомендуют как нежное слабительное и мочегонное средство.

Листья и корни шиповника – как вяжущее при поносах и кровотечениях, а ванны из отвара корней – при параличах и ослаблении мышц ног.

Водный отвар семян – при камнях в почках и мочевом пузыре, отвар лепестков с медом – при рожистых заболеваниях, детям при поносе, настоем цветков промывают глаза при ослаблении зрения.

   

Священные горы

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

15.01.2010 09:46

Сказать, что горы — главный элемент алтайского ландшафта, значит, не сказать ничего.

БелухаОбустраиваясь в горной стране, люди назвали по имени каждую реку и гору, озеро и долину. Своим присутствием они одухотворили Алтай, доверили этой земле кости своих предков, а небесам судьбу потомков. Так начинался многовековой диалог, и в нем на равных участвовали как люди, так и Алтай.

Реплики этого диалога мы обнаруживаем в фольклоре и верованиях алтайцев. В них, однако, много непонятного и, к счастью, неразгаданного. К счастью потому, что однозначность толкования и наш пресловутый «здравый смысл» умерщвляют миф, устраняют из него загадку и интригу, превращая его всего лишь в занятную историю.

...Загадки начинаются уже с самого имени горной страны—Алтай. Что означает это слово? Одни полагали, что основу слова составляет ал - "высокий", и стало
быть, Алтай — "высокие горы".

Другие считали, что «Алтай» это ала + тау - "пестрые горы", т. е. горы, не обладающие вечным снеговым покровом. Но в алтайском и других тюркских языках слово "тай" не имеет значения "гора".

Может быть, «Алтай»— слово монгольского происхождения, ибо в монгольских языках есть слова алтан и алт, означающие "золото". Эти основы вместе со словообразующим суффиксом дают алтантай и алттай со значением "место, где есть золото".

Хозяином всех горных вершин считался дух Алтая Алтай-ээзи. Его почитали повсеместно и в каждой местности указывали ту или иную гору, на которой он обитает, как правило, самую высокую. Говорят также, что живет он на ледниках, в пещерах.

Обращаясь к духу Алтая, говорили:

 
На буром коне солнечный Алтай!
В летние дни веселый!
В зимние дни вскармливающий,
Тихо движущий реки.
С красивыми высотами наш текущий Алтай,
Ублаготвори нас своим плодородием,
Дарами ублаготвори!
Куруй, курун, он куруй!
С малолетства ходим по тебе, наш Алтай,
Выкроивший души (наши), наш Алтай,
Под ним мы живем, наш Алтай!
В объятиях живем.
Счастливый, богатый наш Алтай!
Плодородный пун — Алтай!
На твоих вершинах с открытыми полями,
Вскормивший моих лошадей, дай благополучие!
Прибыли дай больше!
Убыли не давай!
Охотничий наш Алтай!
Зверя и птицы больше дай,
В мешки больше дай,
Хороших соболей дай,
Пусть передадут все огню (духу огня),
Великому Яику пусть передадут.
 
Судя по этому тексту, дух Алтая поистине всемогущ и милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека: наслать зимой бурю и ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи на промысле, если люди забудут о жертве, что должны ежегодно приносить хозяину Алтая. Для него закалывали белого барана с рыжей головой, угощали молоком и чегенем (кисло-молочный напиток), а сладкий сыр складывали в виде горы-пирамиды.

Двойственность по отношению к людям характерная черта всех алтайских духов, но несчастье человека не их «специальность». Зло настигает человека только в ответ на его провинность, неосторожность, непочтение...

На юге Алтая говорят, что Алтай-ээзи обитает на священной горе Ак-Сумер — на самой высокой горе, увенчанной тремя белыми пиками. Примечательно название горы: Белый Сумер, вторая часть которого заимствована из мифологии монгольских народов (Сумеру, Меру), а теми, в свою очередь,— из мифов Индии. Это мировая гора, у подножия которой растет священное дерево. В мифах алтайцев— и на рисунках их шаманов — дерево, как правило, растет на вершине горы, там, где обитает Дьер-су или Алтай-Ээзи.

Самой высокой горой Алтая является, как известно Белуха (4506 метров), которую алтайцы называют по-разному: Кадын-бажы (Вершина Катуни), Музду-туу (Ледяная гора), Ак-суру (Белая величавая) и даже Уч-айры (С тремя раздельными вершинами, развилками — несмотря на то, что в действительности гора имеет две вершины). Смотри фото Белухи.

В последнем случае, видимо, сказалась приверженность алтайцев нормам их мифологии, где определение «три» используется как показатель значительности, сакральности (Уч-Курбустан — Три Курбустана, триединое небесное божество; уч-порукту Бай Ульгень — в тройной шапке священный Ульгень и т. д.).

Вершины священной горы постоянно покрыты снегами, а вниз тянутся языки ледников. Алтайцы внимательно следили за состоянием снеговых шапок Белухи. Если одна из них меняла очертания, люди с тревогой ожидали перемен в своей жизни. Не могло быть и речи о том, чтобы подняться на священную гору; на нее запрещалось даже смотреть вблизи.

Белые вершины, взмывающие в синеву неба,— это уже иной мир, слабо соотнесенный с масштабами человека, его жизнью и скромными ценностями. Это мир, отрешенный от земной суеты, и в поклонении алтайцев горам мы видим отнюдь не только страх перед ними, но и понимание с в о е г о места в мире...

Другая священная гора находится на южной оконечности Телецкого озера — это вершина Алтын-ту (Золотая гора). Здесь, по преданию, находится престол Ульгеня, который, сотворив мир, удалился на Алтын-ту, чтобы отдохнуть после трудного дела.

Как говорится в мифе, эта гора «с неба навесилась над землею и до земли недостает только на человеческое колено». Реальная гора труднодоступна: один ее склон круто обрывается в воды озера, другой покрыт густым лесом, изрезан ущельями.

Напомним, что священный центр небесного мира - это гора. Когда-то каждая родовая территория тоже имела священную гору, но уже реальную. И если небесный мир был где-то далеко, то родная земля и ее сакральный центр непосредственно воздействовали на мысли и чувства человека, занимали его воображение.

На Алтае нет просто гор — каждая имеет имя, свой характер, за многими тянутся шлейфы легенд и поверий. Вершина одной часто закрывается облаками, другая неприветлива к пришельцам и встречает их крутыми склонами и камнепадами, силуэт третьей напоминает голову богатыря в шлеме, с вершины четвертой в ветреную погоду слышится завывание. Ни одна из этих примет не остается без внимания, и если гора явно выделяется среди окружающих вершин, она может попасть в разряд ыйык-ту "священных".

Чем же была священная гора для членов рода?

Священная родовая гора занимает в алтайской мифологии центральное место и обладает множеством магических свойств. Священная гора вбирает в себя все, что происходит на родовой территории. Она же обладает способностью производить на свет разные вещи и рассматривается в мифологии алтайцев как изначальное существо.

В мифах часто упоминаются двери горы. Весной они открываются, выпуская на волю животных и птиц. Тогда говорят, что гора «расстегивает пуговицы» и открывает свои глубины. В этих представлениях гора предстает хранилищем жизни, сосудом, в котором жизнь заключена до определенных сроков.

В легендах гора действует как самостоятельный персонаж. Иногда она возвышается до образа горы Алтай - покровителя земной природы и человека.

Зависимость людей от священной родовой горы полная и безусловная. Хозяин горы не допускает каких-либо отступлений или нарушений со стороны находящихся в этих местах людей. Причем не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности, огню и всему остальному. Он держит в страхе даже шаманов, которым дает бубны и покровительствует во время камланий.

Ту-ээзи наблюдает за поведением женщин, живущих поблизости. Женщин не допускают на священную гору. Находясь в пределах видимости священной горы, они должны покрывать голову, как и в присутствии мужчин, старших родственников мужа.

Женщины не имеют права произносить собственное название священной горы.

Замужняя женщина является чужеродкой в сеоке мужа, и ее прикосновение к такой святыни, как родовая священная гора, не может остаться безнаказанным. За нарушения хозяин горы наказывает женщин болезнями.

Хозяином всех горных вершин Алтая считается Алтай-ээзи. К хозяевам гор обращаются с благопожеланиями-алкышами:

 
«Бронзовая гора - Кулер туу, которую не обходит солнце!
Золотая гора - Алтын туу, которую не обходит луна!
Да сделайте так, чтобы в нашу пуповину грязь не набивалась!
Да будет так, чтобы на ресницах наших не было слез!»
 

Магической силой обладают не только горы, но и некоторые камни. Например, шаманы могут влиять на погоду при помощи камня jада таш.

Алтайские камы вызывают при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стоит затяжное ненастье, с помощью яда-таш в древние времена шаманы помогали добиться успеха в военных делах и набегах. Они насылали холодный дождь с ветром и снежную бурю на врагов.

Для вызывания плохой погоды камень перед ритуалом опускают в реку. Яда-таш находят во внутренностях животного. Действие его ограничено во времени. Сила камня постепенно ослабевает и ее нужно восстанавливать. Ослабленный яда-таш вкладывают в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень «начинает дышать» и получает свежую жизненную силу.

В силуэте горы узнаются очертания храма и пирамиды. Утилитарный рационализм убеждает, что гора - это всего лишь нагромождение скал и камней. Мифология видит в горах, устремленных к небесам, дорогу в небо. А вдоль такой дороги, понятное дело, обитают самые сильные существа земного слоя, с этих позиций гора становится природным храмом, местом, где человек может легко и свободно общаться с духами.
Но гора не только храм жизни. Гора и усыпальница мертвых. Шаманисты с древних времен хоронили на ее склонах своих умерших. Они как бы возвращали духу-хозяину горы тело того, кого она когда-то выпустила из своих дверей в этот мир.


Источники: "Мифы и шаманизм Алтая" сост. В. Арефьев,
"Алтай в зеркале мифа" А. М. Сагалаев.
   

Этническое самосознание современных алтайцев

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

15.01.2010 09:05

Одной из характерных черт этнического самосознания современных алтайцев является его «многослойность».
 
АлтайцыКаждый человек здесь осознает свою родовую принадлежность, а нередко он помнит, из какого рода были его бабушка и дедушка. Ребенок наследует род своего отца, и формально (по крайней мере сегодня) члены одного рода считаются кровными родственниками.
 
   

История Алтая

Внимание, откроется в новом окне. | Печать |

15.01.2010 06:25

Под фундаментом собственно алтайской культуры — толща иных исторических эпох.
Алтай был «своей» землей для длинной череды человеческих сообществ, прежде чем стал отечеством тюрков. В толстенном томе истории Алтая современное его население появляется лишь в последней главе.
   

Страница 2 из 2: