Погода

Случайное фото

Image_073.jpg

Занятия алтайцев и духи

Внимание, откроется в новом окне. Печать

Охота и скотоводство - самые древние и главные занятия насельников Алтая. Они и сегодня определяют жизненный уклад и духовную культуру алтайского народа.

Охотники, подолгу находясь среди дикой природы, испытывают сильное психологическое воздействие. Природа приводит людей в изумление и восторг своей красотой. Природа внушает страх своим величием. Все это отразилось в охотничьих алкышах, прославляющих хозяина Алтая - Алтай-ээзи.

Каменные турыГотовясь к промыслу и находясь на охоте, люди говорят о хозяине Алтая только хорошее, стараются угождать ему, не вызвать гнева каким-нибудь опрометчивым поступком.

Во время сборов на охоту соблюдается определенный ритуал. Прежде всего, произносят алкыши Алтай-ээзи, затем просят благословения у покровителя жилища - Айыл-ээзи и хозяина огня От-ээзи.

Говоря об охоте, не допускают излишней бравады, шуток, смеха, хвастовства, избегают ссор.

Когда охотники поднимаются на горные хребты, они, прежде всего, приносят жертвы хозяину родовой горы. К деревьям, растущим на вершине родовой горы, привязывается дьялама. Охотники, поджигая арчин (можжевельник), окуривают им перевал, изгоняя, таким образом, злых духов. Затем хозяину родовой горы произносят алкыш:

«Большая тайга пусть даст перевал. Текущие реки дадут переправу. Мой Алтай пусть даст добычу. Пусть путь наш будет удачным».

Существует и обряд выбора места для стоянки. Священное дерево (обычно кедр), у основания которого делается стан, обязательно угощают напитками.

Для того чтобы ввести в заблуждение зверей, птиц и их покровителя, хозяина тайги, существуют специальные запретные слова. Охотники используют табу на название зверей собственными именами.

Медведя называют дедушкой, волка - длиннохвостым дядей, белку - костяной головой, соболя - черным бегуном.

Часто на охоту приглашают опытных сказителей, которые услаждают хозяина тайги музыкой и сказаниями. Для развлечения духов-хозяев охотники придумывают различные алкыши, рассказывают сказки, соблюдают многочисленные обряды. Люди верят, что за внимание, оказанное хозяину, они получат от него удачную охоту.

Существует множество рассказов-побасенок об удачных сделках охотников с духами-хозяевами:

 
«Жили два брата. Одного звали Косточи (ясновидец), другого - Кайчи (сказитель). Однажды на охоте Кайчи рассказывал сказку о лесных духах. В это время к ним явился сам хозяин тайги. Оставаясь невидимым, он сел на плечо рассказчика и с большим интересом стал слушать. Когда Кайчи проговорил последние слова, дух-хозяин соскочил с плеча и произнес: «Как я заслушался! Теперь мой жеребец убит». Косточи, все это видевший и слышавший, не понял, о каком жеребце говорит ээзи. Утром братья пошли осматривать ловушки и нашли в них обильную и ценную добычу. В одной из ловушек был убитый дятел. Косочи сразу догадался, что дятел и есть жеребец хозяина тайги».
 

По поверьям охотников, звери наделены умом и имеют души. Место обитания души зверя - нос. Кончик носа убитого животного обрезают и уносят с собой. Так охотник пытается заполучить душу зверька и добиться успеха в дальнейшей охоте. Охотники не бьют зверя в глаза и в уши. Это приносит неприятности: охотник может ослепнуть или оглохнуть, может произойти несчастье с членами его семьи.

Раньше у убитого медведя выбивали зубы, чтобы он не кусался, и вынимали глаза, чтобы он не мог видеть людей. Глаза бросали в сторону тайги, веря, что великий Алтай-ээзи даст эти глаза другому зверю. Иногда глаза проглатывал один из охотников для того, чтобы медведи видели в нем самих себя и не трогали, считалось, что проглотивший глаза всегда будет храбрым, всевидящим и удачливым на охоте.

Нельзя жечь на огне шерсть, перья, кости. Звери, учуяв этот запах, могут уйти в другие места, а дух-хозяин разгневаться за то, что люди распугивают зверей в его владениях. Кроме того, огонь, сжигая кости и мясо зверей и птиц, делает невозможным возрождение этих животных. Сохранение останков, наоборот, способствует восстановлению численности убитых животных. Поэтому кости зверей бросают в воду или закапывают в снег, а глаза кидают в тайгу.

Все магические действия охотников обращены в первую очередь к духу-хозяину Алтая - Алтай-ээзи. Удачный промысел расценивается как расположение хозяина к охотнику, неудача - как гнев и немилость. Ритуальными обрядами охотники пытаются облегчить промысел, завладеть душой зверя, обеспечить восстановление богатства охотничьих угодий.

Жители Алтая с древнейших времен занимались скотоводством, счастье и благосостояние алтайцев во все времена напрямую зависело от успехов в скотоводстве. В нем воплощалось все их достояние. Оно и сегодня дает пищу, обувь, вино; лошади в горах остаются незаменимым средством передвижения.

В народной поэзии скотоводство нашло всестороннее отражение. В алкышах скотоводческого цикла основным мотивом проходят просьбы к духам-хозяевам и Алтай-ээзи о сохранении скота от стихийных бедствий и болезней, об увеличении его поголовья.

Животноводство в горах Алтая - отгонное. Людям приходится кочевать со скотом, перегоняя его с пастбища на пастбище. Это занятие сопряжено с большими трудностями и лишениями. Суровая природа заставляет бороться за сохранение поголовья во время буранов, холодов, бескормицы. Во время перекочевок приходится преодолевать бурные реки, таежные дебри, высокие перевалы. Без помощи духов-хозяев при перекочевке и в борьбе за сохранение поголовья скота людям не обойтись.

Первые слова благопожеланий адресуются Алтай-ээзи. В них скотоводы просят своего благодетеля дать тучные пастбища и хороший приплод скоту. Чтобы Алтай-ээзи помог благополучно перекочевать на новые места, к нему обращаются с алкышом:

«Если эта река бурная пусть даст мелкий брод! Если эта гора высокая, пусть даст низкий перевал».

С благопожеланиями обращаются не только к духам, но и животным. Так, чтобы теленок не стал жертвой хищных зверей, чтобы он выжил и принес пользу скотоводу, ему смазывают хребет молочной пеной и произносят специальное благопожелание: 

"От стада не отставай - станешь добычей вора. Вперед не забегай - станешь добычей вора. Вперед не забегай - станешь добычей волка. Будь вожаком стоголового стада". 

Источник:"Мифы и шаманизм Алтая" сост. В. Арефьев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить