Погода

Случайное фото

P1090545.jpg

Культ огня

Внимание, откроется в новом окне. Печать

У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество От-Ана (Огонь-Мать). Огонь - хранитель родового и семейного счастья.

Культ огняОгонь в очаге стараются поддерживать с момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи.

Когда люди собираются за трапезой, хозяева должны, прежде всего, угостить приготовленной пищей огонь. Кусочек ее бросают в очаг и лишь после этого приступают к еде сами.

Сохранились многие связанные с огнем обряды и алкыши. Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.

Огонь выносят из жилища лишь в исключительных случаях: когда надо поделиться им с сородичем или когда огонь нужен для жертвоприношения. Время выноса огня из жилища строго регламентируется. После заката солнца выносить огонь из юрты нельзя. Даже прикуривание трубки от очага имеет свои нормы. Если прикурил от него, то нужно докурить трубку сидя у этого очага. Если же надо выйти из жилища, то трубку выбивают о полено, горящее в очаге.

 

Когда члены рода перекочевывают в другое место, то вместе с необходимым имуществом берут с собой и головешки из родного очага. Их раздуют в очаге на новой стоянке. Если путь перекочевки долгий, то на новом месте огонь заимствуют у членов своего рода.

При этом соблюдается ритуал перенесения огня в новый очаг. Огонь переносят на деревянной лопатке произнося при этом алкыш: «Тридцатиголовая Огонь-Мать. Высеченное отцом великое пламя. Матерью выкопанный каменный очаг да будет крепким! Выше их три очага, три жерди. Тал-кан-зола да будет стогом! Находящийся на небе бог Ульгень, да будет главою!»

Для молодоженов огонь берется из отцовского очага. Когда сын женится и оставляет отцовский дом, то, уходя, он берет горящую головешку из отцовского очага. Этот огонь считается своим, семейным огнем. При свадебном обряде в момент прощания девушки с родным очагом она должна соблюсти ритуал прощания со своим родовым огнем и приобщиться к огню рода мужа. После договора о калыме жених из первой чарки кропит огонь аракой в знак благодарности Огню-Матери и просит ее благословения.

Помимо духа-хранителя рода и семейного очага, огонь имеет и очистительную силу. Он не впускает в жилище злых духов. Отпугивает души покойников, с помощью огня окуриваются-очищаются предметы домашнего обихода. Огонь посылает детей, дает приплод скоту, излечивает болезни. Рядом с больным жгут арчин (можжевельник) и высказывают благопожелания.

По пламени костра можно судить о своей судьбе. По огню узнают о скором возвращении человека к своему очагу. Если в пути с ним случается несчастье, то костер начинает гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то ударяет.

Огонь предсказывает гостей. Если отвалившаяся головешка встает вертикально (на попа), то ждут желанного гостя - коночи. Гость должен высказать хозяевам пожелание, чтобы у них в очаге всегда горел огонь.

В поверьях и обрядах существует множество запретов при обращении   с  огнем,   считается   совершенно   недопустимым   осквернять огонь:

  • нельзя шутить,
  • перешагивать через очаг,
  • наступать на золу,
  • напрасно лить воду на огонь, плевать в костер,
  • сыпать мусор и грязь,
  • нельзя отступать от ежедневного кормления и угощения огня кусочками пищи и напитками,
  • нельзя касаться острием ножа, ибо можно поранить голову Огня-Матери,
  • тем более, нельзя втыкать в огонь острые предметы. Такое действие приравнивается к протыканию человеческого глаза.
  • при жарке мяса острый конец шампура стараются не направлять на костер,
  • дрова кладут осторожно, чтобы не причинить боли От-Ана и не рассердить ее,
  • золу из домашнего очага выносят в укромное место, где не ходят ни люди, ни животные.

Человек, оскверняющий огонь, сам становится поганым. За нарушение установленных норм поведения божество огня наказывает людей болезнями. От-Ана лишает их своей охраны от злых духов. Сжигает те или иные вещи, а иногда и жилище.

Сгоревшая вещь является серьезным сигналом гнева От-Ана. Значит необходимо устраивать специальное моление и жертвоприношение матери-огню и исправлять свое поведение по отношению к ней. Если такое происходит на промысле, охотники покидают его.

Образ огня всегда нежен и поэтичен. Огонь сравнивают с ясностью неба, с ленточками на голове. В представлениях древних насельников Алтая божество огня рисуется белой, светловолосой девушкой - кыс-эне. После появления на Алтае русских, образ огня приобрел облик русской девушки с русыми волосами. От-Ана ездит на бело-желтой лошади, и освещает не только жилища людей, но и весь Алтай.

Живые языки пламени ласково и неслышно общаются с членами семьи, защищают их от разных бед и помогают пережить трудные времена.

Источник:"Мифы и шаманизм Алтая" сост. В. Арефьев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить