Погода

Случайное фото

Image_179.jpg

Одухотворённость вод

Внимание, откроется в новом окне. Печать

В 1910 году Г. Гуркин создал картину «Озеро горных духов». Ее алтайское название «Дены-дер». К названию картины давалось такое пояснение:
 

«Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечными спутниками - снегом, льдом и туманами».

 
 Г. Гуркин. Озеро горных духов (1910).
По поводу названия картины Г. Потанин писал: «Алтайцы различают Дены-дер и Алысь-дер. Алысь - мифическое место, где вечно царит полумрак, где никогда не бывает солнца: там обитают злые духи. В противоположность этому Дены представляются местностью чистой, неоскверненной».
 
Алтайские мифы на третьем слое неба помешают сут-кол (молочное озеро) - небесный первоисточник жизни. Молочное озеро, как и молоко, символ чистоты и святости у кочевников Центральной Азии, с этой небесной сферой непосредственно связана жизнь людей на земле. Это жизнепроизводяший центр Вселенной.
 
Озеро является резервуаром, в котором плещутся будущие жизни под присмотром легендарных существ: синего быка, рыбы Кер-балык, божества Умай. Из молочного озера жизнь перетекает на землю и заполняет вновь появляющиеся на земле формы живых существ.
 
Алтайские мифы в разных вариантах развивают идею живительной силы влаги и отражают жизнеприносящую функцию воды. Развивается в мифах и противоположная идея, идея все уносящего потока. Почти все реки Алтая текут с юга на север. Они устремляются с горных вершин к равнинным просторам Западно-Сибирской низменности.
 
Поэтому, если на Алтае говорят, что человек приехал сверху, это означает, что он приехал с юга. Космогонические мифы по-своему обыгрывают течение рек с южных гор по направлению к северным равнинам. В мифах река - это дорога, связывающая «верх» и «низ».
 
Жители Алтая никогда не видели устья Оби, но вопрос о том, куда уходит эта река, они для себя решили однозначно. Если река течет «вниз», в холодные края, то она ведет в места, где обитают предки. Там, «внизу», прошлое, Туда, в этот загадочный «низ», уходят после смерти люди. Туда же течет и речная вода, чтобы потом вновь подняться на поверхность земли к людям в виде родника.
 
Воды озер и рек, дождь и снег - все это проявления стихий мифического мирового океана, спрятанного где-то на севере глубоко под землей или на ее краю. Раз река является дорогой в иные миры, то этим можно воспользоваться.
 
 
Принося в жертву хозяину воды молодого бычка, люди укладывают забитое животное на плотик и отправляют его вниз по течению. Возможно, в древности так поступали и с покойниками. Чтобы избавить ребенка от болезни, куклу, изображающую младенца, сплавляют вниз по реке.
 
 
Люди и хозяева воды су-ээзи постоянно вступают во взаимодействие. Дух-хозяин воды управляет всеми водами и человек должен регулярно приносить ему жертвы.
 
Как и прочие могущественные духи, хозяин вод находится по ту сторону добра и зла. И если люди провини ись, он может устроить наводнение или утопить кого-нибудь в реке. Но он же поддерживает целительную Силу аржанов - источников, несущих людям здоровье и долголетие.
 
Наряду с главным духом воды люди почитают и хозяев каждого отдельного водоема. Кроме су-ээзи в водоеме могут обитать всевозможные зловредные духи, приносящие болезни и несчастья. По представлениям шаманистов, злые духи не могут двигаться против течения. Путь у них лишь один - вниз по реке. Может быть, поэтому алтайцы предпочитают селиться в верховьях рек, поближе к их истокам.
 
Источник:"Мифы и шаманизм Алтая" сост. В. Арефьев


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить