Погода

Случайное фото

P1080899.jpg

Священные горы

Внимание, откроется в новом окне. Печать

Сказать, что горы — главный элемент алтайского ландшафта, значит, не сказать ничего.

БелухаОбустраиваясь в горной стране, люди назвали по имени каждую реку и гору, озеро и долину. Своим присутствием они одухотворили Алтай, доверили этой земле кости своих предков, а небесам судьбу потомков. Так начинался многовековой диалог, и в нем на равных участвовали как люди, так и Алтай.

Реплики этого диалога мы обнаруживаем в фольклоре и верованиях алтайцев. В них, однако, много непонятного и, к счастью, неразгаданного. К счастью потому, что однозначность толкования и наш пресловутый «здравый смысл» умерщвляют миф, устраняют из него загадку и интригу, превращая его всего лишь в занятную историю.

...Загадки начинаются уже с самого имени горной страны—Алтай. Что означает это слово? Одни полагали, что основу слова составляет ал - "высокий", и стало
быть, Алтай — "высокие горы".

Другие считали, что «Алтай» это ала + тау - "пестрые горы", т. е. горы, не обладающие вечным снеговым покровом. Но в алтайском и других тюркских языках слово "тай" не имеет значения "гора".

Может быть, «Алтай»— слово монгольского происхождения, ибо в монгольских языках есть слова алтан и алт, означающие "золото". Эти основы вместе со словообразующим суффиксом дают алтантай и алттай со значением "место, где есть золото".

Хозяином всех горных вершин считался дух Алтая Алтай-ээзи. Его почитали повсеместно и в каждой местности указывали ту или иную гору, на которой он обитает, как правило, самую высокую. Говорят также, что живет он на ледниках, в пещерах.

Обращаясь к духу Алтая, говорили:

 
На буром коне солнечный Алтай!
В летние дни веселый!
В зимние дни вскармливающий,
Тихо движущий реки.
С красивыми высотами наш текущий Алтай,
Ублаготвори нас своим плодородием,
Дарами ублаготвори!
Куруй, курун, он куруй!
С малолетства ходим по тебе, наш Алтай,
Выкроивший души (наши), наш Алтай,
Под ним мы живем, наш Алтай!
В объятиях живем.
Счастливый, богатый наш Алтай!
Плодородный пун — Алтай!
На твоих вершинах с открытыми полями,
Вскормивший моих лошадей, дай благополучие!
Прибыли дай больше!
Убыли не давай!
Охотничий наш Алтай!
Зверя и птицы больше дай,
В мешки больше дай,
Хороших соболей дай,
Пусть передадут все огню (духу огня),
Великому Яику пусть передадут.
 
Судя по этому тексту, дух Алтая поистине всемогущ и милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека: наслать зимой бурю и ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи на промысле, если люди забудут о жертве, что должны ежегодно приносить хозяину Алтая. Для него закалывали белого барана с рыжей головой, угощали молоком и чегенем (кисло-молочный напиток), а сладкий сыр складывали в виде горы-пирамиды.

Двойственность по отношению к людям характерная черта всех алтайских духов, но несчастье человека не их «специальность». Зло настигает человека только в ответ на его провинность, неосторожность, непочтение...

На юге Алтая говорят, что Алтай-ээзи обитает на священной горе Ак-Сумер — на самой высокой горе, увенчанной тремя белыми пиками. Примечательно название горы: Белый Сумер, вторая часть которого заимствована из мифологии монгольских народов (Сумеру, Меру), а теми, в свою очередь,— из мифов Индии. Это мировая гора, у подножия которой растет священное дерево. В мифах алтайцев— и на рисунках их шаманов — дерево, как правило, растет на вершине горы, там, где обитает Дьер-су или Алтай-Ээзи.

Самой высокой горой Алтая является, как известно Белуха (4506 метров), которую алтайцы называют по-разному: Кадын-бажы (Вершина Катуни), Музду-туу (Ледяная гора), Ак-суру (Белая величавая) и даже Уч-айры (С тремя раздельными вершинами, развилками — несмотря на то, что в действительности гора имеет две вершины). Смотри фото Белухи.

В последнем случае, видимо, сказалась приверженность алтайцев нормам их мифологии, где определение «три» используется как показатель значительности, сакральности (Уч-Курбустан — Три Курбустана, триединое небесное божество; уч-порукту Бай Ульгень — в тройной шапке священный Ульгень и т. д.).

Вершины священной горы постоянно покрыты снегами, а вниз тянутся языки ледников. Алтайцы внимательно следили за состоянием снеговых шапок Белухи. Если одна из них меняла очертания, люди с тревогой ожидали перемен в своей жизни. Не могло быть и речи о том, чтобы подняться на священную гору; на нее запрещалось даже смотреть вблизи.

Белые вершины, взмывающие в синеву неба,— это уже иной мир, слабо соотнесенный с масштабами человека, его жизнью и скромными ценностями. Это мир, отрешенный от земной суеты, и в поклонении алтайцев горам мы видим отнюдь не только страх перед ними, но и понимание с в о е г о места в мире...

Другая священная гора находится на южной оконечности Телецкого озера — это вершина Алтын-ту (Золотая гора). Здесь, по преданию, находится престол Ульгеня, который, сотворив мир, удалился на Алтын-ту, чтобы отдохнуть после трудного дела.

Как говорится в мифе, эта гора «с неба навесилась над землею и до земли недостает только на человеческое колено». Реальная гора труднодоступна: один ее склон круто обрывается в воды озера, другой покрыт густым лесом, изрезан ущельями.

Напомним, что священный центр небесного мира - это гора. Когда-то каждая родовая территория тоже имела священную гору, но уже реальную. И если небесный мир был где-то далеко, то родная земля и ее сакральный центр непосредственно воздействовали на мысли и чувства человека, занимали его воображение.

На Алтае нет просто гор — каждая имеет имя, свой характер, за многими тянутся шлейфы легенд и поверий. Вершина одной часто закрывается облаками, другая неприветлива к пришельцам и встречает их крутыми склонами и камнепадами, силуэт третьей напоминает голову богатыря в шлеме, с вершины четвертой в ветреную погоду слышится завывание. Ни одна из этих примет не остается без внимания, и если гора явно выделяется среди окружающих вершин, она может попасть в разряд ыйык-ту "священных".

Чем же была священная гора для членов рода?

Священная родовая гора занимает в алтайской мифологии центральное место и обладает множеством магических свойств. Священная гора вбирает в себя все, что происходит на родовой территории. Она же обладает способностью производить на свет разные вещи и рассматривается в мифологии алтайцев как изначальное существо.

В мифах часто упоминаются двери горы. Весной они открываются, выпуская на волю животных и птиц. Тогда говорят, что гора «расстегивает пуговицы» и открывает свои глубины. В этих представлениях гора предстает хранилищем жизни, сосудом, в котором жизнь заключена до определенных сроков.

В легендах гора действует как самостоятельный персонаж. Иногда она возвышается до образа горы Алтай - покровителя земной природы и человека.

Зависимость людей от священной родовой горы полная и безусловная. Хозяин горы не допускает каких-либо отступлений или нарушений со стороны находящихся в этих местах людей. Причем не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности, огню и всему остальному. Он держит в страхе даже шаманов, которым дает бубны и покровительствует во время камланий.

Ту-ээзи наблюдает за поведением женщин, живущих поблизости. Женщин не допускают на священную гору. Находясь в пределах видимости священной горы, они должны покрывать голову, как и в присутствии мужчин, старших родственников мужа.

Женщины не имеют права произносить собственное название священной горы.

Замужняя женщина является чужеродкой в сеоке мужа, и ее прикосновение к такой святыни, как родовая священная гора, не может остаться безнаказанным. За нарушения хозяин горы наказывает женщин болезнями.

Хозяином всех горных вершин Алтая считается Алтай-ээзи. К хозяевам гор обращаются с благопожеланиями-алкышами:

 
«Бронзовая гора - Кулер туу, которую не обходит солнце!
Золотая гора - Алтын туу, которую не обходит луна!
Да сделайте так, чтобы в нашу пуповину грязь не набивалась!
Да будет так, чтобы на ресницах наших не было слез!»
 

Магической силой обладают не только горы, но и некоторые камни. Например, шаманы могут влиять на погоду при помощи камня jада таш.

Алтайские камы вызывают при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стоит затяжное ненастье, с помощью яда-таш в древние времена шаманы помогали добиться успеха в военных делах и набегах. Они насылали холодный дождь с ветром и снежную бурю на врагов.

Для вызывания плохой погоды камень перед ритуалом опускают в реку. Яда-таш находят во внутренностях животного. Действие его ограничено во времени. Сила камня постепенно ослабевает и ее нужно восстанавливать. Ослабленный яда-таш вкладывают в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень «начинает дышать» и получает свежую жизненную силу.

В силуэте горы узнаются очертания храма и пирамиды. Утилитарный рационализм убеждает, что гора - это всего лишь нагромождение скал и камней. Мифология видит в горах, устремленных к небесам, дорогу в небо. А вдоль такой дороги, понятное дело, обитают самые сильные существа земного слоя, с этих позиций гора становится природным храмом, местом, где человек может легко и свободно общаться с духами.
Но гора не только храм жизни. Гора и усыпальница мертвых. Шаманисты с древних времен хоронили на ее склонах своих умерших. Они как бы возвращали духу-хозяину горы тело того, кого она когда-то выпустила из своих дверей в этот мир.


Источники: "Мифы и шаманизм Алтая" сост. В. Арефьев,
"Алтай в зеркале мифа" А. М. Сагалаев.

Комментарии 

 
0 #1 lon 25.01.2018 01:33
Реальная и понятная схема заработка на Биткоин которую можно рекомендовать лучшему другу.
Я сам лично зарабатываю на Биткоин по этой схеме!
Оперативная поддержки клиентов через мессенджеры.
Работа нацелена на весь 2018 год с увеличением стоимости участия в клубе!
Реальные результаты участников первого клуба опыт которых поможет новым участникам.
Без майнинга. Без кранов. Без программ. Без трейдинга.
Заработок без партнерок
Затраты времени: 1 час в неделю
Узнать подробне
Купить курс
Цитировать
 
 
0 #2 Freddieslofe 29.01.2018 20:37
Binge-watch season_2.0 News. Awards Season. Rami Malek Nabs 2017 SAG Award Nomination Extras. Watch the Mr. Robot Virtual Reality Experience. An interview with the composer of "Last Tango in Halifax", Murray Gold, about his .... Despina Jones I persuaded my husband to watch the first episode of Happy
http://watchtvonline.io/episode/ncis-episode-s12-e23-guide-air-time/ - go to this site
show Details. Status: First aired on September 2, 2013; Original Network: HGTV; Content Rating: TV-G; Genre: Family, Home & Garden, Reality, and Lifestyle. Mar 16, 2017 Coming up later this season on “Botched,” the doctors meet a house husband with a plus-sized pout who hopes to supersize it; Dr. Dubrow
Цитировать
 
 
0 #3 Freddieslofe 02.02.2018 22:02
With the abrupt end to her marriage and isolated from her daughter at boarding school, Marcella returns to work while attempting to make sense of what's A Crime to Remember - Season 1 A Crime to Remember is a look back at Subscribe to GoMovies mailing list to receive updates on movies, tv-series and
http://watchtvonline.io/season/masterchef-season-s7-schedule-start-recap/ - other
When Jolynn Minnaar first hears about fracking in the Karoo, her home district, she is optimistic. But after stumbling across a case of water contamination in Television Schedule | KXAN.com (HD, TV-PG) The ladies realize that Elka and Mamie's illegal business activities have put everyone in danger, and they attempt to .... wedding reception, but Lily shows too much interest in the drummer; Jimmy convinces Henry that he's a robot.
Цитировать
 
 
0 #4 Hof 13.02.2018 12:43
Купить чай монастырский сбор отца георгия
Цитировать
 
 
0 #5 Shippingmet 17.02.2018 16:12
РёРЅС„РѕСЂРјР°С †РёСЏ|
Цитировать
 
 
0 #6 gelenlBal 19.02.2018 23:31
Дорогие соотечественник и совсем немного осталось до престоящего лета в связи с этим вопрос кто куда подумывает поехать отдыхать?
Подумываем с сыном поехать провести отпуск, кто где ищет жилье в геленджике?
Боюсь что обманут сейчас столько воров страшно бронировать.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить